II. ОБРАЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
6. В связи с остановкой в физиологической науке перед новым явлением, происходящем в речевом центре больших полушарий головного мозга человека, дальнейшее исследованне мне придется провести совершенно самостоятельно. Для наглядности и облегчения понимания существа дела схему речевого центра необходимо будет воспроизвести в отдельности от остальной части больших полушарий головного мозга человека. (см. схему № 3).
В этом центре от любой раздраженной нарвной клетки, содержащей в себе определенный словесный термин, начинает сперва распространяться иррадиация раздражения, которая стремится охватить как можно больше смежных нервных клеток, тоже содержащих в себе другие словесные термины (см. схему № 4). Вот поэтому дети и одушевляют даже неодушевленные предметы. Ребенок, только что научившийся называть кошку словом "кхе", называет этим именем и мохнатую шапку, и шубу, и волосы на голове, и бороду, и меховые туфли /21/.
Но иррадиация раздражения распространяется не по всем без исключения словесным терминам, а по определенным, которые содержат в себе общую им сущность /22/. Ребенок только меховые предметы называет словом "кхе" потому, что они напоминают друг друга, т.е. похожи на вид, мягкие на ощупь, эластичны и т.д. и т.п. Сова - ворона - курица - орёл -чайка и прочие птицы имеют общую им сущность - "летают". Вот поэтому по этим словесным терминам и распространяется иррадиация раздражения. На основе общей сущности - "питаются органической пищей, имеют раздражимость, способность к передвижению и т.д." - иррадиация раздражения распространяется дальше и охватывает словесный термин "животные" совместно с его составными частями, т.е. "кошек, собак, волков, медведей..."и т.д. и т.п.
7. После иррадиации до какого-то определенного предела начинает действовать обратное явление, т.е. концентрация раздражения, которая стремится вернуть иррадиацию к исходной точке. Прежде всего она отсеивает словесные термины, содержащие в
себе случайные признаки явлений объективной действительности. Ребенок начинает различать одушевлённые предметы от неодушевлённых и перестаёт мохнатую шапку, шубу, волосы на голове, бороду и меховые туфли называть словом "кхе". Затем он сов - ворон - куриц - орлов -чаек и т.д. начинает отличать от кошек, собак и других подобных им животных потому, что первые обладают своей, общей только им сущностью, отличной от последних, - "имеют две ноги, клюв, покрыты перьями, летают и т.д.".
Но концентрация раздражения далеко не всегда достигает того очага, от которого исходила иррадиация. Отсеяв словесные термины, содержащие в себе случайные признаки, тем самым она уточняет границы обобщённых иррадиацией словесных терминов. Так что определённая группа нервных клеток в речевом центре больших полушарий головного мозга человека, содержащих в себе определённые словесные термины, остаётся действовать в общей связи (см. схему № 5).
8. Обобщённым группам словесных терминов люди стали давать новые, уже более объемлющие названия. Так, например, словесным терминам "сова - ворона - курица - орёл - чайка и т.д." они дали название "птицы". Вот эти словесные термины в науке логики, основоположником которой является Аристотель, называются понятиями (см. схему № 6 ) их сущность в этой науке называется содержанием данного понятия; совокупность определённых предметов, обобщённых в пределах (границах) данного понятия, составляют его объём, как, например, сова - ворона - курица - орёл - чайка и т.д. в пределах понятия "птицы" /23/; а данная форма образования логических понятий в науке логики называется индукцией. /24/. Индуктивное логическое мышление является основной ступенью в познании закономерностей развития материи высшей нервной деятельностью человека. Оно лежит в основе всех научных исследований.
9. Но иррадиация и концентрация раздражения в речевом центре головного мозга человека не ограничивается образованием какого-либо одного логического понятия. В процессе жизни и практической деятельности "мысль человека бесконечно углубляется от я вления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка к сущности второго порядка и т.д. без конца" /25/ и на её основе делает соответствующие обобщения.
С одной стороны, иррадиация и концентрация раздражения спускается ниже, то есть подходит ближе к своей исходной точке и тем самым подразделяет всех птиц на насекомоядных, хищных, водоплавающих и т.д. Более того, последние она подразделяет ещё и между собой, как, например, отдельные породы кур. Образованным таким способом группам птиц люди тоже дали свои определённые названия, которые также являются понятиями. Эти меньшие по объёму понятия входят составными частями в понятие "птицы".
С другой стороны, иррадиация и концентрация раздражения поднимается выше, т.е. отходит дальше от своей исходной точки. Проведение всевозможных опытов и научных исследований привело людей к выводу, что все птицы, кошки, собаки, люди и т.д. имеют
определённую, свойственную им сущность - "питаются органической пищей, имеют раздражимость, способность к передвижению, содержат в себе углерод, состоят из атомов и т.д.". Так у людей возникла необходимость объединить их под более объемлющим логическим понятием "мир животных". Дальнейшие исследования показали, что и растения содержат в себе углерод и состоят из атомов. Так у людей возникла необходимость объединить их ещё под более объемлющим логическим понятием "органическая природа". Дальнейшие научные исследования показали, что вообще вся природа состоит из атомов. Так у людей возникла необходимость объединить её под предельно объемлющим логическим понятием "материя". Так на основе обобщения соответствующих сущностей в речевом центре головного мозга человека стали рождаться многообъемлющие логические понятия, смысл которых непосредственно органами чувств воспринять невозможно. В эти большие по объёму понятия входят составными частями предшествующие, как меньшие по объёму. Вот эта восходящая пирамида понятий в науке логики условно подразделяется на три группы: на понятия единичные, особенные и всеобщие (Е-О-В) (см. схему № 7). "Простое ощущение, как только что было замечено, имеет дело только с единичным и случайным, с непосредственно данным и наличным; и это содержание является для ощущающей души как её собственная конкретная действительность. Напротив, поскольку я поднимаюсь на точку зрения сознания, постольку я становлюсь в отношение к внешнему для меня миру, к некоторой объективной целокупности, к некоторому замкнутому кругу многообразных и переплетённых между собой противостоящих мне предметов. В качестве объективного сознания я, конечно, прежде всего имею непосредственное ощущение, но в то же время это ощущаемое есть для меня некоторый пункт всеобщей связи вещей, и тем самым нечто такое, что выводит за пределы его чувственной единичности и непосредственной наличности... Сознание проявляет свою независимость от материала ощущения тем, что оно из формы единичности поднимает его до формы всеобщности и, опуская все чисто случайное и безразличное, удерживает в нём только существенное" /26/.
10. Иррадиация и концентрация раздражения в речевом центре больших полушарий головного мозга человека истекает не только от какой - либо определённой нервной клетки, а поочередно от каждой, содержащих в себе не только тождественные, но и различные, и противоположные, и даже противоречивые сущности (см. схему № 8). После окончания соответствующих процессов в речевом центре образовываются понятия, содержащие в себе разноимённые сущности, а посему и совершенно несовместимые между собой, как, например, "сова" и "Иван", "птица" и "ртуть"; или же прямо противоположные, как, например, "мир животных" и "мир растений", "органическая природа" и неорганическая природа" и т.д. и т.п. Все выработанные логические понятия в речевом центре больших полушарий головного мозга человека размещаются в определённой взаимосвязи между собой, т.е. образуют определённую систему логических понятий (см. схему № 9).
В действительности в процессе научного исследования в речевом центре больших полушарий головного мозга того или иного учёного вырабатываются неизмеримо более сложные системы, чем изображена мною на схеме.
Образование как отдельных логических понятий, так и тем более их определённой системы истекает не в процессе одного периода иррадиации и концентрации раздражения нервных клеток в речевом центре, а может быть в процессе десятков, сотен, тысяч и даже миллиардов раз повторений /27/ и не только в лице одного человека, а в течение даже ряда поколений. Ведь наши предки продолжали отождествлять одушевлённые предметы с неодушевлёнными даже в эпоху средневековья.
11. Теперь необходимо будет несколько слов сказать о всем нервном пути от первых ощущений высшей нервной деятельности человека и до соответствующей логической ответной реакции.
Импульс раздражения в головном мозгу человека всегда исходит из подкорки от безусловных рефлексов с их крайне примитивными личными потребностями к еде, теплу, удовлетворению полового влечения, духовного голода и т.д. Сочетание их с беспрерывно воспринимаемыми органами чувств явлениями объективной действительности составляет условные связи. Последние, замененные словом, в речевом центре больших полушарий головного мозга человека дают иррадиацию и концентрацию раздражения, что и обусловливает логическое мышление. Вот поэтому, чем сильнее раздражение, исходящее от безусловных рефлексов, тем интенсивнее будут распространяться иррадиация и концентрация раздражения и в речевом центре больших полушарий головного мозга человека, тем интенсивнее будут протек ать мыслительные процессы и истекать результаты мышления. Так, например, мы почти совершенно не реагируем на несчастные бедствия (наводнение, землетрясение и т.д.), происходящие где-то на земном шаре и опубликованные в газетах. В данном случае интенсивность раздражения. исходящая от нашей подкорки, будет равняться почти нулю. Более интенсивно мы думаем при подобной нависшей угрозе над нашими близкими товарищами и родственниками. И наиболее интенсивно, даже до последнего предела думаем при необходимости устранения непосредственной угрозы нашей жизни. "Сознание, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - конечно, есть вначале осознание ближайшей умственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида" /28/. Интересы двигают жизнью народов", - писал В. И. Ленин /29/. Результаты мышления человека истекают или в локомоторном выражении, т.е. в непосредственном действии, или передаются в центр Брока левой половины (у правшей) лобовых долей больших полушарий головного мозга и истекают в речевом выражении.
Постановка вопроса | На главную страницу | Основные разновидности индуктивного мышления |
---|