О наличии в схемах несоответствий по отношению к головному мозгу человека.
"Исследование физиологического процесса логического мышления, протекающего в головном мозгу человека" мной было произведено еще в 1958 году. Затем в 1964-1968 годах я произвел "Исследование цитоархитектоники головного мозга человека и ее функций", которая еще не предъявлена общественности. И сам же увидел наличие различия моих прежних теоретических данных с реально существующими. Вот сейчас хочу уделить им должное внимание.
Первое различие. Схему коры головного мозга человека в то время я позаимствовал у И.П.Павлова. Затем для удобства дальнейшего исследования из нее выделил речевой центр. И, конечно, посчитал, что в него не только поступает воспринимаемая органом слуха речь, но и в нем же происходит ее логическая обработка, затем из этого же центра истекает и ответная реакция, преобразованная в членораздельную речь.
В действительности же оказалось, что в головном мозгу человека таковых центров два: один именуется центром Вернике, а второй - центром Брока. Оба они у правшей расположены только в левом ведущем полушарии. (А у левшей - только в правом).
Воспринимаемая органом слуха членораздельная речь поступает только в центр Вернике. А исходит к мышцам органа речи, т.е. к голосовым связкам, языку и полости рта только из центра Брока.
Кроме этого сам центр Вернике тоже подразделяется на две составные части. Его первичную зону составляет речеслуховое поле, в соответствии со строением нервных клеток именуемое 41-м. А вторичную зону составляют поля 42 и 22-е. Обе они, т.е. их первичная и вторичная зоны именуются еще ядром речеслухового анализатора.
Центр Брока тоже подразделяется на две составные части. Его первичную зону составляет речедвигательное поле 44-е, а вторичную зону - поле 45-е. Обе они, т.е. их первичная и вторичная зоны именуются еще ядром речедвигательного анализатора.
Второе различие. Да, как в центре Вернике, так и в центре Брока по нервным клеткам, которые восприняли и зафиксировали словесные термины или понятия, протекают процессы иррадиации и концентрации раздражения. Но они осуществляют в основном грамматическую и стилистическую обработку речи.
Что же касается логического мышления, то участие в нем принимают все составные части коры головного мозга человека. Ведь кроме ядра речеслухового анализатора в коре правого полушария имеется еще ядро и просто слухового анализатора, состоящее из таких же двух зон и полей. (У левшей оно в левом полушарии). Затем имеется ядро зрительного анализатора. Его первичную зону составляет поле 17-е, а вторичную - поля 18 и 19-е. Далее имеется ядро сенсорного, т.е. кожно-тактильного анализатора. Его первичную зону составляет поле 3-е, а вторичную - поля 1 и 2-е. К нему примыкает ядро двигательного анализатора. Его первичную или моторную зону составляет поле 4-е, а вторичную или премоторную - поля 8 и 6-е. В каждой из них протекают свои процессы иррадиации и концентрации раздражения и тем самым осуществляют соответствующее предварительное логическое обобщение воспринимаемых органами чувств предметов и явлений объективной действительности.
Но кроме вышеперечисленных зон у человека имеются еще две третичные, именуемые зонами перекрытия. Из них одна находится в коре задних долей головного мозга, а другая - в лобных.
В коре задних долей головного мозга из-за обширности она подразделена на ряд подобластей. В верхнюю теменную входят поля 5 и 7-е; в нижнюю теменную - поля 39 и 40-е; в среднюю височную - поля 21 и 21/38; и височно-теменно-затылочную - поля 37-a, 37-c, 37-d, 37-ab и 37-ac. В них стекаются предварительные логические обобщения с ядер речеслухового, просто слухового, зрительного и сенсорного анализаторов. Здесь они подвергаются наиболее мощным, да и к тому же наиболее глобальным процессам иррадиации и концентрации раздражения и тем самым осуществляется уже соответствующее чисто человеческое логическое мышление.
В коре лобных долей головного мозга третичную или префронтальную зону составляют поля 10, 9 и 46-е. Вот в основном в них из задних долей головного мозга передается уже осуществленное логическое мышление. Здесь оно подвергается дополнительным таким же мощным процессам иррадиации и концентрации раздражения и тем самым осуществляется дополнительное логическое мышление.
Третье различие. На схемах в своей первой работе речевой центр, в данном случае осуществляющий мышление, я обозначил в виде круга. Нервные клетки, в которых производилась фиксация воспринятых предметов и явлений объективной действительности, - в виде точек в его средней части. Истекающую от них иррадиацию раздражения я обозначил центрическими кругами, расходящимися к краям круга, а концентрацию - снова сходящимися в сторону центра.
В действительности же оказалось все наоборот. Если мы мыслительный центр задних долей головного мозга снова обозначим в виде круга, то первичные зоны речеслухового, просто слухового, зрительного и сенсорного анализаторов придется разместить не в его средней части, а по краям. Примыкающие же к ним вторичные зоны должны будут занять место несколько ближе к центру круга. А общая для всех них третичная зона перекрытия, по площади примерно равная 50% по отношению ко всем только что перечисленным, займет центральную часть круга. Тогда волны иррадиации раздражения будут истекать уже от краев в сторону средней части круга. Здесь они или гасят друг друга или суммируются в определенную локальную группу нервных клеток.
Кроме этого в своей первой работе я вообще проигнорировал наличие безусловных потребностей у человека и соответствующую им инстиктивную деятельность. А она, как таковая, имеется. И осуществляет ее кора лобных долей головного мозга. От ее самой нижней, медиобазальной части или сферы, которую составляют поля 32, 12, 11 и 47-е, тоже истекают волны иррадиации раздражения и по коре лобных долей направляются вверх сперва к третичной или префронтальной зоне, которую, как я только что сказал, составляют поля 10, 9 и 46-е. Затем проходят вторичную или премоторную зону, которую составляют поля 8 и 6-е. И далее направляются к первичной или моторной зоне, которую составляет поле 4-е. Оно непосредственно примыкает к первичной сенсорной зоне, расположенной уже в задних долях коры головного мозга. Эти три зоны (кроме последней из названных) именуются конвекситатной частью или сферой коры лобных долей головного мозга.
От этой конвекситатной части тоже истекают свои процессы иррадиации и концентрации раздражения и тоже направляются в строну первичной моторной зоны. Здесь они встречаются с иррадиацией, исходящей от медиобазальной части, и тоже или гасят друг друга или суммируются, что позволяет им уже достигать моторную зону и осуществлять соответствующую ответную реакцию.
Завершая трактовку третьего различия, обращаю особое внимание на то, что если в коре задних долей головного мозга процессы иррадиации катятся от первичных зон к третичной, то в лобных, наоборот, от третичной к первичной.
Четвертое различие. На своих схемах единичные или самые конкретные понятия, т.е. подразумевающие в себе какой-то определенный, чувственно-осязаемый предмет, я обозначил точками, например, "вот эта сова". Особенные понятия, т.е. подразумевающие в себе уже определенную группу предметов или понятий, я обозначил кругами, например, "птицы" вообще или "мир животных". Всеобщие или самые абстрактные понятия, т.е. охватывающие собой почти или вообще все остальные понятия, например, "материя", я обозначил самыми большими кругами. Такое их взаиморасположение я позаимствовал у Эйлера (1707-1783 г.г.), которое было принято и в элементарной логике. В соответствии с ней выходило, что в обозначенном мной мыслительном центре фиксация единичных понятий осуществлялась в нескольких, а может даже только в одной нервной клетке; фиксация особенных понятий - уже в определенной группе нервных клеток; а всеобщие фиксировались сразу почти во всех нервных клетках.
Однако в действительности дело обстоит тоже наоборот. Нервные клетки, расположенные в органах чувств, т.е. в сетчатке глаза, коже, в органе слуха проецируются в коре головного мозга в соответствующих точках своих первичных зон. При этом при наличии их значимости они занимают не только одну, а определенное количество других вблизи расположенных нервных клеток. Так в первичной зоне зрительного анализатора (поле 17-е) непропорционально большое пространство занимает поверхность проекции центральной части сетчатки глаза, называемой "желтым пятном" и осуществляющей наиболее острое видение. В первичной зоне сенсорного анализатора (поле 3-е) непропорционально большую протяженность занимают участки, в которых проекцируются кожные и мышечные нервные клетки пальцев и кистей рук, характеризующиеся наиболее выраженной способностью ощущать отдельные мельчайшие раздражители. Кроме этого в ней отчетливо усматривается проекция всего тела человека. Данных, что как располагается проекция нервных клеток уха в первичной зоне слухового анализатора (поле 41-е), я не нашел. Но комплексный охват воспринимаемых звуков и в них пребывает в наличии. При восприятии органами чувств всевозможных предметов во всех этих трех первичных зонах осуществляется всесторонняя проекция их образов. К тому же она беспрерывно меняется. Появляющиеся всевозможные световые, цветовые, звуковые и тактильные изменения вскоре исчезают. На их месте появляются новые. Так что в беспрерывно задействованном состоянии пребывают все нервные клетки этих первичных зон.
Эта огромнейшая масса воспринятого подвергается предварительным процессам иррадиации и концентрации раздражения. Тем самым они осуществляют оттормаживание огромнейшего количества постороннего, незначительного и менее важного и отбирают более основное, более существенное, которое затем фиксируется в соответствующих им вторичных зонах. Для этого в них используются не все, а только какая-то небольшая группа нервных клеток, может быть только одна. Это дает возможность на аналогичной по размерам площади фиксировать превеликое множество воспринимаемого органами чувств материала.
У больных, находящихся на операции, при раздражении слабым электрическим током первичных зон возникают всевозможные неоформленные, отдельные ощущения или света или цвета, или звука, или различные прикосновения к коже. Тогда как при раздражении вторичных зон возникают уже оформленные образы предметов и даже определенные события, которые когда-то переживались им. При поврежденях же, например, вторичной зрительной зоны, при условии сохранности первичной, больной продолжает видеть свет, различать цвета и пятна; но перестает узнавать предметы в их целом виде или же бывает не в состоянии выделить их существенные признаки, отличающие их от других предметов. При повреждении вторичной слуховой зоны левого полушария головного мозга тоже при условии сохранности первичной больной продолжает слышать; но перестает понимать содержание членораздельной речи. Он воспринимает ее как нечленораздельный шум, подобный шороху листьев. Аналогичное наблюдается и при повреждении вторичной сенсорной зоны.
При передаче со вторичных ядерных зон в общую третичную ядерную зону как образы уже оформленных предметов, так и целые явления объективной действительности подвергаются последующим наиболее мощным, глобальным процессам иррадиации и концентрации раздражения. Тем самым они осуществляют соответствующее последующее оттормаживание логически менее существенное и отбирают еще более существенное, которое затем фиксируется в третичной зоне перекрытия. Для этого в них используется не такое же количество нервных клеток, которое занималось во вторичных зонах, а неизмеримо меньшее, может быть снова только одна.
У больных, находящихся на операции, при раздражении слабым электрическим током третичной зоны, расположенной ближе к височным областям, возникают уже не отдельные образы предметов или же определенные события, а целые комплексы сценоподобных явлений с участием речи. Другие более отдаленные участки на раздражение электрическим током вообще не отзываются, за что врачи стали называть их молчаливыми. При их повреждении у больных вообще не возникает нарушение чувствительности. Однако возникает нарушение наиболее сложных форм проявления интеллекта.
Так что в действительности в головном мозгу человека не абстрактные понятия, а единично воспринимаемые предметы и определенные явления объективной действительности, слова и фразы речи занимают довольно обширное количество нервных клеток в соответствующих им первичных зонах. Что же касается впоследствии составленных из них наиболее абстрактных понятий и целых логических систем, каковыми являются прежде всего научные данные, затем и философские идеи, то они занимают совсем небольшие группы нервных клеток или же какие-то до предела ограниченные локальные очаги в средней части третичной зоны перекрытия.
Вышеизложенная система в коре задних долей головного мозга осуществляется по принципу работы на обычных бухгалтерских счетах. В них десяток костяшек первого ряда заменяется и фиксируется одной костяшкой второго ряда. Затем десяток костяшек второго ряда заменяется и фиксируется одной костяшкой третьего ряда. Вот примерно так происходит и в головном мозгу человека, что дает ему возможность ассимилировать в себе огромнейшее, астрономическое количество знаний.
Пятое различие. На своих схемах протекание как индуктивного, так и дедуктивного мышления я изобразил в одной общей плоскости. Тогда как в действительности эти две разновидности подразделены.
В задних долях головного мозга иррадиация с концентрацией исходит от превеликого множества воспринимаемого частного, которое сперва преобразуется в общее и далее во всеобщее, т.е. наиболее абстрактное, фиксируемое в третичной зоне. Этот познавательный процесс в элементарной логике называется синтезом. Вот он как раз и осуществляет индуктивное образование как отдельных логических понятий, так и их целой абстрактной системы.
Затем зафиксированная в задних долях абстрактная проекция передается в лобные. В них поступают и другие абстрактные идеи, воспринятые в готовом виде от предшествующих поколений. Однако мыслительный процесс в лобных долях протекает в обратном направлении. Тем самым иррадиация с концентрацией осуществляют их разложение на составные части при передаче из третичной зоны сперва во вторичную, затем в первичную моторную зону. Здесь уже прежние абстрактные, т.е. общие идеи окончательно разворачиваются на составляющие их частности, проще говоря, разворачивают в целую серию функционирующих нервных клеток. Вот так происходит их перевоплощение в определенные предложения, которые составляются из слов по правилам грамматики и стилистики. А слова, в свою очередь, расчленяются на фонемы, т.е. на отдельные звуки, воспроизводимые голосовыми связками, языком и полостью рта. Или же, подчиняясь им, руки токаря делают тысячи манипуляций и вытачивают какую-то определенную деталь машины. Этот познавательный процесс разложения наиболее общих, абстрактных понятий на самые простые частноконкретные в элементарной логике называется анализом. Вот он как раз и осуществляет дедуктивное мышление, результаты которого люди беспрерывно используют в своей повседневной и трудовой деятельности.
В итоге хочу уделить внимание тем обнаруженным на схемах несоответствиям, которые по отношению к действительности оказались как бы вывернутыми наизнанку. Ну а где же реально существует этот переворот? В моих ли схемах по недосмотру он был допущен? Или же реально существует? Скорее всего последнее.
Так цитофизилогам (термин, данный мной) давно известно, что видимое изображение на сетчатке глаза фиксируется в перевернутом виде. В спинном мозгу и в подкорковых образованиях головного мозга нервные волокна имеют перекресты справа налево и слева направо. Вот поэтому восприятие ощущений органами чувств одной стороны тела передается в полушарие головного мозга другой стороны и наоборот. Точно так осуществляется передача нервных импульсов от головного мозга к мышцам тела - приказы одного полушария исполняются мышцами тела другой стороны и наоборот.
Но несмотря на наличие выявленных различий они не поколебали основную сущность, изложенную в моем "Исследовании физиологического процесса логического мышления, протекающего в головном мозгу человека". Более того, с точки зрения наглядности она имеет даже преимущество перед действительной работой головного мозга, т.к. изложена на основе наиболее доступной для понимания эйлеровой системы общепринятой в научном мире. Поэтому решил не только оставить ее без изменений, но продолжать дальнейшие исследования в соответствии с ее содержанием.
Дата 15.03.1999 г. Лебедев Ю.В.
На главную страницу | Продолжение будет... |
---|